Баклавру - Курсовые и рефераты
Home Курсовые Налоги Налогообложение владельцев транспортных средств
 
 

Налогообложение владельцев транспортных средств

Файл: kurs-471.doc ( 48640 байт )
Размер файла:48640 байт
Дата файла:06.03.2000 17:55:18
Длина текста:25412 байт
Другие части работы:  [autonalog.zip|Гл.5 Нало ( 48640 байт )]   [kurs-470.doc ( 42496 байт )]   [autonalog.zip|Гл.4 Нало ( 42496 байт )]   [kurs-473.doc ( 41472 байт )]   [autonalog.zip|Гл.7 Конт ( 41472 байт )]   [autonalog.zip|Гл.3 Нало ( 36352 байт )]   [kurs-469.doc ( 36352 байт )]   [kurs-472.doc ( 32768 байт )]   [kurs-468.doc ( 32768 байт )]   [autonalog.zip|Гл.2 Нало ( 32768 байт )]   [autonalog.zip|Гл.6 Сбор ( 32768 байт )]   [kurs-467.doc ( 27648 байт )]   [autonalog.zip|Гл.1 Влад ( 27648 байт )]   [_акл_чение.doc ( 27136 байт )]   [autonalog.zip|Заключени ( 27136 байт )]   [Tведение..doc ( 24576 байт )]   [autonalog.zip|Введение. ( 24576 байт )]   [autonalog.zip|Использов ( 23040 байт )]   [Lспользованная литерату ( 23040 байт )]   [Tодержание.doc ( 19968 байт )]   [Tитульнvй лист.doc ( 19968 байт )]   [autonalog.zip|Содержани ( 19968 байт )]   [autonalog.zip|Титульный ( 19968 байт )] 
5. Налог на отдельные виды транспортных средств.

Как подтверждает долгая история нашей страны в тех случаях, когда в государственной казне не хватает средств на какие-либо цели, то недостающие деньги различными способами изымаются из карманов рядовых граждан. В наше время эта практика сохраняется и успешно применяется, что подтвердил в очередной раз, принятый депутатами Государственной Думы 25 июня 1999 года Федеральный закон №141-ФЗ «О налоге на отдельные вида транспортных средств» и подписанный Президентом РФ 8 июля 1999 года, который вступил в силу со дня его официального опубликования, т. е. с 12 июля 1999 года.
Началась история данного закона ещё в 1998 году, когда Правительством РФ был одобрен и внесён на рассмотрение Государственной Думы законопроект «О налоге на отдельные виды транспортных средств». Денег в федеральном бюджете не хватает – надо искать пути его пополнения. Данный законопроект намечал более чувствительные поборы: владельцам импортных мотоциклов с объёмом двигателя более 500 кубических см – ежегодно платить в казну по рублю за кубик. Хозяев импортных легковых автомобилей с объёмом двигателя от 2000 до 3000 куб. см обязывали отчислять государству по 1 рублю 20 копеек за кубический сантиметр рабочего объёма. Ну а если объём двигателя ещё больше, державе причиталось по 1 рублю 80 копеек за 1 куб. см. Ожидали, что это принесёт в бюджеты Центра и регионов до двух миллиардов рублей ежегодно.
Пресса по-разному отнеслась к законопроекту. «Российская газета», например, была целиком и полностью за его принятие. Процитирую фрагмент из Российской газеты: «... Законопроект «О налоге на отдельные виды транспортных средств» борется с непроизводительной роскошью тем, что вводит «подать» на технику с особо мощными моторами. Отметим, что эта «подать» направлена прежде всего против импортных «джипов», длиннющих «каддилаков» и прочих атрибутов крутой жизни, уместных в терзаемой кризисом стране так же как покупка собак в пору голода».*
Журнал «За рулём» выразил диаметрально-противоположную точку зрения. Он считал, что цель данного законопроекта не обложить дополнительным налогом атрибуты роскошной жизни, а пополнить казну государства: «...Меры, предлагаемые Правительством, преследуют лишь одну цель: любым способом залатать бюджетные дыры – сегодня, сейчас, а что будет потом, что из всего этого выйдет, подумать некогда. Словно забыт уже опыт недавних лет, когда налог на домашнюю птицу оставил деревню без кур и гусей, а «сбор» с плодовых деревьев опустошил сады. Последствия тех решений мы пожинали долго. Последствия нынешних ещё впереди...».**
Несмотря на всю нецелесообразность настоящего законопроекта, ту опасность для простых граждан, эксплуатировавших недорогие иномарки с объёмом двигателя более 2000 куб. см, он всё-таки стал законом. Правда, он претерпел небольшие изменения, по сравнению со своим проектом. Теперь налог должны уплачивать владельцы транспортных средств, с рабочим объёмом двигателя свыше 2500 куб. см, за исключением полноприводных автомобилей, произведённых на территории Российской Федерации, либо произведённых за двадцать пять лет и более до дня уплаты налога.
«Пусть толстосумы, разъезжающие на «шестисотых», раскошеливаются...» – так, видимо, думали депутаты, голосуя 8 июля за
______________________________________
* «Российская газета», 1998 год, 7 июля.
** Елена Варшавская «Снова роскошь?»; журнал «За рулём», №9, 98г., стр. 3.
закон «О налоге на отдельные виды транспортных средств». Хорошо ещё,
что они, видимо хоть немного, учли ту негативную реакцию населения на законопроект. Увеличили объём двигателя на 500 кубиков и решили, что этого достаточно, да, ещё освободили владельцев русских полноприводных машин. Но что же получается на самом деле? Почему не взяты в расчёт владельцы подержанных машин с большим объёмом двигателя, ведь, если гражданин покупает подержанную иномарку с 3-хлитровым и более объёмом двигателя, это далеко не значит, что у него карманы трещат по швам от зелёных купюр. Ситуация на рынке подержанных автомобилей сейчас такова, что российские подержанные автомашины вплотную по цене приближаются к подержанным иномаркам, вследствие того, что после августа 1998 года иномарки очень резко упали в цене, а российские автомобили, наоборот, подпрыгнули.
На Дальнем Востоке ситуация складывается гораздо более неприятная, чем в центральной части страны. Близость Японии, а, следовательно, и доступность покупки подержанной японской иномарки привела к быстрому росту автомобильного парка, причём в данное время подавляющее большинство автомобилей в Приморье – японские, реже корейские. Вследствие того, что из Японии машины поставляются с правым рулём, так как в Японии левостороннее дорожное движение, они гораздо дешевле в нашей стране, чем с левым. Это ещё сильнее влияет на выбор между покупкой нашей и японской машины. Наши автозаводы почти не занимаются поставкой своей продукции в этот регион, всвязи с дороговизной транспортировки. Приведу конкретные примеры. «Тойоту-Краун» 1992 года выпуска во Владивостоке можно купить за 4 000 долларов (для сравнения ВАЗ-2110, 1999 года выпуска стоит около 4 700 долларов, ВАЗ-21099- около 4 500). Но депутаты считают, что это роскошь, поэтому нам такой не нужен. Если же российский гражданин решил потратиться не него, то будь уж любезен заплати налог, согласно новому закону, а он составляет около 4 200 рублей каждый год, что, между прочим, равняется 5% стоимости всего автомобиля. Владелец же новенькой «Ауди-А8» с двигателем, объёмом 2,8 л стоимостью 70 тысяч долларов должен заплатить 5,5 тыс. рублей налога (0,3 % от стоимости), а «Роллс-Ройса Сильвер Сераф» (двигатель 5,4 л, цена – 230-260 тыс. долларов) – 16 100 рублей (0,2 % от стоимости). А новенький «Митсубиси-Паджеро-Спорт» с двигателем 2,4 литра (стоимость «всего» 35 тыс. долларов) – у нас не роскошь, а средство передвижения, и поэтому налог с него, согласно закону №141-ФЗ, платить не нужно.
Теперь взглянем на этот налог глазами юриста. В настоящий момент уплата данного налога регулируется тремя актами. Первый – это, собственно, сам федеральный закон «О налоге на отдельные виды транспортных средств». Второй – это письмо Министерства РФ по налогам и сборам «О налоге на отдельные виды транспортных средств» от 21 декабря 1999 года, разъясняющее положения федерального закона и порядок его применения. Третий – телеграмма МНС РФ от 3 сентября 1999 года, сообщающая порядок вступления закона в силу, налоговый период нового налога, куда зачисляются платежи, поступившие от уплаты налога.
Плательщиками налога на отдельные виды транспортных средств являются:
организации, являющиеся юридическими лицами в соответствии с законодательством РФ;
иностранные организации, находящиеся на территории РФ;
физические лица,
являющиеся собственниками транспортных средств, либо осуществляющие эксплуатацию таких транспортных средств по доверенности.
Объектом налогообложения являются легковые автомобили с рабочим объёмом двигателя свыше 2 500 куб. см, имеющие местонахождение на территории РФ и подлежащие регистрации в соответствии с законодательством РФ. Исключение составляют полноприводные автомобили, произведённые на территории РФ, а также автомобили, произведённые за двадцать пять лет и более, включая год выпуска, до дня уплаты налога.
К легковому автотранспорту относятся автомобили (Положение о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утверждённых приказом МВД РФ, ГТК РФ и Госстандарта РФ от 30.06.97 года № 399/388/195), разрешённая максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми, т.е. категория транспортного средства «В» (согласно классификации транспортных средств, принятой на конференции ООН по дорожному движению в г. Вена 8 ноября 1968г. и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 29.04.74).
Полноприводный легковой автомобиль – легковой автомобиль, имеющий привод на все оси автомобиля.
Транспортные средства регистрируются только за юридическими или физическими лицами, указанными в паспорте транспортного средства («Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГАИ», утверждённые приказом МВД РФ от 26 ноября 1996 года, №624).
Транспортные средства регистрируются по постоянному или временному месту жительства (при отсутствии регистрации) на срок временного проживания. Регистрация транспортных средств, которыми юридическое лицо наделило свои филиалы (представительства), производится за юридическим лицом по месту нахождения филиалов (представительств).
Во избежании двойного налогообложения транспортного средства, переданного в эксплуатацию по доверенности, собственник этого транспортного средства может представить в налоговый орган по месту нахождения транспортного средства информацию о лицах, эксплуатирующих его транспортное средство по доверенности. Причём и после этого требование об уплате налога может быть предъявлено собственнику, если лицо, эксплуатирующее транспортное средство, не заплатило налог.
Налоговая база определяется как рабочий объём двигателя транспортного средства в кубических сантиметрах.
Ставки налога устанавливаются в следующих размерах:

Виды транспортных средств и рабочий объём двигателя Ставки налога на единицу рабочего объёма двигателя
Легковые автомобили с рабочим объёмом двигателя:
свыше 2 500 куб. см до 3 000 куб. см включительно
свыше 3 000 куб. см

2 рубля
3 рубля

Ставки налога применяются с коэффициентом 0,4 в отношении легковых автомобилей, произведённых за десять лет и более, включая год выпуска, до дня уплаты налога, и с коэффициентом 0,7 в отношении легковых автомобилей, произведённых за пять лет и более до дня уплаты налога, но не более чем за десять лет.
Льготы по уплате налога на отдельные виды транспортных средств не предусмотрены.
Налог исчисляется налогоплательщиками самостоятельно в отношении каждого транспортного средства.
Примеры:
- легковой автомобиль 1995 года выпуска, объём двигателя – 3 200 куб. см.
Сумма налога=3 руб. х 3 200 = 9 600 руб.;
- легковой автомобиль 1989 года выпуска, объём двигателя – 3 200 куб. см.
Сумма налога=3 руб. х 3 200 х 0,4 = 3 840 руб.
Уплата налога и представление декларации по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортного средства.
Филиалы (представительства) и иные обособленные подразделения организаций, имеющие отдельный баланс и расчётный счёт, наделённые транспортными средствами, исполняют обязанности этих организаций по уплате налога и представления декларации по налогу.
Местом нахождения транспортного средства является место государственной регистрации (Ст. 83 ч.1 Налогового Кодекса РФ).
В налоговую декларацию включаются сведения о всех транспортных средствах, признаваемых объектом налогообложения по налогу на отдельные виды транспортных средств, находящихся в собственности налогоплательщика либо эксплуатируемых налогоплательщиком по доверенности в течении соответствующего налогового периода. Ответственность за непредставление налоговой декларации по налогу на отдельные виды транспортных средств по 119 статье Налогового Кодекса не применяется.
Налог уплачивается за счёт средств, находящихся в распоряжении налогоплательщиков после уплаты налогов.
Налог на отдельные виды транспортных средств полностью зачисляется в доход федерального бюджета.
Сроки уплаты налога:
Налогоплательщики – организации уплату налога производят до 1 сентября календарного года.
Налогоплательщики – физические лица уплату налога производят до 1 октября календарного года.
Так налог на отдельные виды транспортных средств регулируется действующим законодательством. Но законность его и соответствие другим законам и кодексам РФ находится под вопросом. Видимо, депутаты заботились больше о том, как бы побыстрей принять закон и получит деньги в бюджет, а не приводить его в соответствие с другими нормативными актами РФ.
Например, он противоречит части 1 статьи 3 ч.1 Налогового Кодекса РФ, где написано «При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога». Наши депутаты учитывали финансовые возможности владельцев «Ягуаров» и «шестисотых», а не простых граждан, имеющих 7-9 летние иномарки среднего класса. А как насчёт запрещения двойного налогообложения – этого бича наших законодателей? И здесь депутаты намудрили. Водители легковых автомобилей с объёмом двигателя свыше 2 500 куб. см должны платить с них сначала дорожный налог – при прохождении ежегодного техосмотра, а затем – налог на отдельные виды транспортных средств.
Налоговая инспекция в г. Москве и г. Вологде (у меня данные только на эти два города –Б.М.) уже вовсю собирает налог на отдельные виды транспортных средств – в основном платят владельцы джипов и дорогих престижных автомобилей. Из журнала «За рулём»* я получил довольно интересные сведения. Там говорится, что «глава московской налоговой инспекции Геннадий Букаев заявляет, что не будет прибегать к помощи органов ГИБДД при сборе этого налога, как это делается при сборе налога с владельцев транспортных средств (без квитанции из Сбербанка – не получишь заветного талончика техосмотра). Руководители ГИБДД тоже, в свою очередь, открещиваются от подобной «почётной обязанности» – им и так своих хлопот достаточно».
Выходит так, что нести деньги нужно в сбербанк добровольно, и при этом никто не собирается контролировать налогоплательщиков. Похоже на то, что налоговики не очень сами хотят применять закон, законность
которого весьма сомнительна. Вместо вывода соглашусь с журналом «За
________________________________________
* Игорь Моржаретто «Всем привет от «Роллс-Ройса»!»; журнал «За рулём», №2, 2000г., стр.25.
рулём»*: «... приняли его (закон – М.Б.) для успокоения МВФ (Международный Валютный Фонд – М.Б.). Попутно, правда, своим автолюбителям нервы помотали, но это уже так – издержки...».

______________________________
* Игорь Моржаретто «Всем привет от «Роллс-Ройса»!»; журнал «За рулём», №2, 2000г., стр.25.
Другие части работы:  [autonalog.zip|Гл.5 Нало ( 48640 байт )]   [kurs-470.doc ( 42496 байт )]   [autonalog.zip|Гл.4 Нало ( 42496 байт )]   [kurs-473.doc ( 41472 байт )]   [autonalog.zip|Гл.7 Конт ( 41472 байт )]   [autonalog.zip|Гл.3 Нало ( 36352 байт )]   [kurs-469.doc ( 36352 байт )]   [kurs-472.doc ( 32768 байт )]   [kurs-468.doc ( 32768 байт )]   [autonalog.zip|Гл.2 Нало ( 32768 байт )]   [autonalog.zip|Гл.6 Сбор ( 32768 байт )]   [kurs-467.doc ( 27648 байт )]   [autonalog.zip|Гл.1 Влад ( 27648 байт )]   [_акл_чение.doc ( 27136 байт )]   [autonalog.zip|Заключени ( 27136 байт )]   [Tведение..doc ( 24576 байт )]   [autonalog.zip|Введение. ( 24576 байт )]   [autonalog.zip|Использов ( 23040 байт )]   [Lспользованная литерату ( 23040 байт )]   [Tодержание.doc ( 19968 байт )]   [Tитульнvй лист.doc ( 19968 байт )]   [autonalog.zip|Содержани ( 19968 байт )]   [autonalog.zip|Титульный ( 19968 байт )] 

 
Top! Top!